Приучаем детей читать книги
Юный школьник, жадно читающий книгу за книгой и просящий подарить ему очередной томик приключений — вот мечта каждого родителя! Однако в большинстве случаев, картина совершенно иная. Каждый вечер мама просит свое чадо прочитать хотя бы еще одну страничку сказки — ребенок рьяно сопротивляется и делает все, лишь бы только не читать и даже не видеть своими глазами эти книги. Почему же так происходит?
Сегодняшние дети слишком сильно увлечены компьютерными играми и просмотром телепередач. Причем родители часто идут на поводу у своего ребенка, разрешая просиживать уже в три года за монитором компьютера и просматривая в течение нескольких часов детские каналы по телевизору. Также почему-то многие родители начинают охать и ахать о ребенке, не любящем книги, только после пяти лет, а до этого чтение, как обязательная составляющая умственного развития ребенка, не рассматривается.
В основном всегда родители считают, что прочитать пару сказок на ночь вполне достаточно для того, чтобы ребенок любил чтение. Однако на самом деле просто читать пару раз в день мало, надо еще и уметь проигрывать перед глазами ребенка все действия сказки. Читаете сказку «Красная шапочка» - покажите ребенку Волка, Красную Шапочку, Охотника. Надоели сказки, написанные в книгах? Придумайте сказку сами, причем сюжет может быть каким угодно. Не обязательно, чтобы все было складно и профессионально, главное, чтобы было интересно и занимательно. Причем такие «сказки» надо рассказывать уже в дошкольном возрасте.
Кстати, многие детишки любят фантазировать и придумывать невероятные истории. Так вот — родителям следует очень и очень внимательно относиться к таким детским выдумкам. Ребенок должен видеть не скучное лицо своих родителей во время такого занимательного рассказа, а интерес и любопытство. Малыша нужно подбадривать, просить, чтобы он рассказал еще одну занимательную историю. Почему-то многие считают такие «воображалки» глупостями и пустой тратой времени. Тогда получается, что и великие писатели тоже занимались глупостями, сочиняя сказки и другие произведения. Вот, произведения Пушкина для детей — простая выдумка, но как мы зачитываемся ими! Так что, если ребенок видит интерес к своим рассказам со стороны родителей — он будет заинтересован в «подпитке» себя новыми историями и приключениями из книжек. Ребенок, видя интерес родителей к своему «сочинительству», понимает, что сочинять — можно и даже нужно, и уже в таком возрастном периоде у ребенка начинает зарождаться чувство любви к книге.
Современные родители стремятся видеть своего малыша уже в трехлетнем возрасте настоящим читателем, для чего приобретают различные обучающие материалы, тратят на это огромные деньги. Что самое интересное, большинство родителей уверено — умеющий читать малыш будет с удовольствием читать книги. Однако на самом деле умение читать и любовь к чтению две разные составляющие. Ребенок будет читать, но чтобы он любил читать, надо приложить немного усилий.
Почему мы любим читать?
Первое. Наша жизнь однообразна и скучна, серые будни не «украшаются» летающими НЛО, мы физически не можем перемещаться в машине времени с одного столетия в другое. Наши знакомые не превращаются в змей, пауков и лягушек. Короче, скучно.
А в книге возможно все! И летающие змеи, и различные удивительные превращения, сказочные персонажи творят Добро и Зло. В книгах так все красочно и интересно.
Второе. Любое книжное событие можно прожить самому. Причем у детишек очень сильно развито чувство перевоплощения. Такое качество психики затухает со временем, если его не развивать. Актеры становятся известными только благодаря дару перевоплощения. Ну, разве вы не представляли себя в роли Принцессы или Робин Гуда? Каждая девочка в детстве мечтала о Принце на белом коне.
Третье. Читая книги, можно узнать очень много интересного про людей, про страны, про характеры людей. Именно благодаря книгам ребенок узнает, какие поступки считаются хорошими, какие — плохими, что можно делать, а что категорически нельзя.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод: ребенку можно привить чувство любви к чтению только посредством фантазирования и сочинительству. Желательно не просто заставлять ребенка придумывать сюжет игры, а помогать ему в этом — сочинять тандемом. Пусть история будет простой и не зазубренной. Главное, желание и стремление предъявить ребенку интересную занимательную историю, где есть хоть небольшой, но сюжет, где есть главный герой, и есть место для придумывания и добавления новых и новых моментов самим ребенком.
Не менее важно и воображение ребенка, посредством которого малыш может увидеть то, что увидеть в реальности невозможно. Развитию воображения у ребенка способствуют лепка и рисование. Причем заставлять ребенка лепить определенные фигурки и рисовать по определенной теме не стоит — малыш должен сам решать что и как ему делать. Даже если на листе бумаги будет простая клякса с кривыми линиями, а ребенок в этом будет видеть озеро с тропинками — замечательно! Вот оно — воображение! И не смейтесь над ребенком, если он пытается объяснить, что нарисованная палочка, ни что иное как человечек, ребенок должен видеть в глазах родителей одобрение и уважение к созданному произведению. Если ребенок будет слышать из уст родителей усмешку и неодобрение, он станет немного осторожнее в своих высказываниях и художествах. А если малыш будет видеть восторг, то и отношение к сказочным героям в будущем будет таким же увлеченным и интересным. Малыш будет с радостью рисовать роботов, о которых прочитал в недавно подаренной родителями книге, будет изображать на листе бумаги сюжеты из прочитанных сказок.
Читайте побольше хороших книг, интересных увлекательных историй, показывайте красочные иллюстрации, играйте в занимательные игры, где ковровая дорожка станет рекой, а стулья — пеньками, по которым надо перебраться на другой берег реки (кровать).
Малыш с самого раннего возраста должен слушать хорошую музыку, слышать стихи великих поэтов — может он еще ничего не понимает из сказанного, но слышит таинственную интонацию голоса мамы во время рассказа и понимает одно: то, что рассказывает мама — интересно.
Ребенку надо подавать личный пример любви и почитания к книге. Если родители после работы целый вечер сидят перед телевизором или просто разговаривают, а книги в доме не являются постоянными «гостями», то и ребенок не будет считать нужным, читать и тем более любить этот занимательный и очень увлекательный процесс.